Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Для детей с ОВЗ
Наличие материально-технической базы и оснащенность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы)
МБОУ «Начальная школа - детский сад № 1» г.Воркуты (далее -Учреждение) посещают дети с нарушением зрения, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью.
Развитие слабовидящего ребенка, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с инвалидностью зависит от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития. Вовремя начатое и правильно организованное воспитание и обучение слабовидящего ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
В соответствии с учетом образовательных потребностей детей в Учреждении созданы необходимые и оптимальные условия для детей с нарушением зрения, детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья. Это специально адаптированная предметно – пространственная среда всех функциональных помещений учреждения (групповых и классных помещений, музыкального и физкультурного залов, прогулочной веранды для детей младшего возраста, центра психологической разгрузки, кабинетов специалистов и медицинских блоков).
Созданию специальной развивающей предметно-пространственной среды для слабовидящих обучающихся отведено большое внимание: это оснащение специальным учебным, компьютерным оборудованием кабинетов специалистов, классов и групп; специально оборудованные зоны и помещения, коррекционные центры с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа», размещение схем зрительных траекторий, зрительных тренажеров и меток в групповых комнатах и во всех функциональных помещениях.
Создание определенной световой среды, оборудование противоскользящим покрытием входов в здание, визуальное и тактильное выделение ступеней лестничных маршей самоклеящимся антискользящим углом, «бегущая строка» для школьников также является необходимым условием для слабовидящих обучающихся. Тактильное оборудование: табличка и вывеска на входной группе, мнемосхема со шрифтом Брайля, плитка полиуретан на самоклеящейся основе, наклейки на ручки и поручни, самоклеящаяся направляющая полоса, комплект системы вызова персонала (для входной группы), наклейки для домофона с дублированием шрифтом Брайля позволяют сделать среду Учреждения доступной для инвалидов по зрению.
В соответствии с методическими рекомендациями по созданию специальных условий для слабовидящих детей нами отмечены зрительные ориентиры на всех дверях учреждения - это оранжевые метки и окраска дверных косяков контрастным цветом. Также в контрастные цвета окрашены первые и последние ступени лестничных маршей. Эти ориентиры помогают отчетливо видеть место входа и выхода из помещения, начало и окончания пути следования.
Развивающая предметно-пространственная среда групп, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста подобран с учётом охраны и укрепления их здоровья, учётом особенностей и коррекции зрения.
Освещенность всех помещений светодиодными светильниками, дополнительное освещение доски в классах позволяет выполнять необходимые санитарные нормы для слабовидящих детей.
Предметно - пространственная среда отличается своей многофункциональностью, мобильностью, трансформируемостью, продуманным зонированием, цветовым оформлением с учетом допустимых цветов для детей с нарушением зрения. Дошкольные группы оснащены мультимедийным оборудованием, что позволяет делать процесс обучения не только интересным, но и специальным для наших детей в плане необходимости увеличения различных изображений на занятиях, проведения зрительной гимнастики и двигательной разминки в режиме дня.
Соответствие развивающей среды ФГОС, санитарным нормам, нормам безопасности, обеспеченность необходимым оборудованием, подборка специальных игр для развития осязания и мелкой моторики, мультимедийное оборудование помогают делать учебно-коррекционный процесс для воспитанников увлекательным и результативным.
В каждой дошкольной группе продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков, что позволяет каждому ребенку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Организация развивающей предметно-пространственной среды групп, спален, учитывает особенности зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с ОВЗ по зрению.
В группах и классах созданы Центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры, методический материал по рекомендациям Л.И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования).
Пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в Центре искусств, в Центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины. Зрительные тренажёры сочетаются с физкультурными атрибутами и с дидактическими пособиями по познавательному развитию. В группах и классах игровые центры наполнены пособиями для конструктивной и графо-моторной деятельностью.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций педагоги применяют различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
В классах начальной школы созданы условия для активной сенсорно-развивающей среды: учебные кабинеты оснащены современными одноместными регулируемыми в соответствии с ростом учащегося партами и партами-конторками, сменяемость работы за которыми происходит через 7-10 минут занятий, что особо важно для детей с нарушением зрения. Такая мебель позволяет регулировать степень утомляемости учащихся в процессе учебной деятельности и обеспечивать сменяемость динамических поз. За конторками учащиеся занимаются на массажных ковриках, которые оказывают воздействие на рецепторы организма через массаж стоп.
В каждом учебном кабинете имеются зрительные тренажёры для снятия мышечного напряжения глаз, к которым педагоги неоднократно обращаются в течение дня.
Отличительным условием для учащихся начальной школы в нашем учреждении является создание условий для отдыха и свободной деятельности детей (наличие комнаты отдыха) и приемной, где дети имеют возможность переодеться.
Педагоги нашего Учреждения строго соблюдают зрительный режим, чередуя зрительную и тактильную работу с работой на слух, учитывая при этом зрительные нарушения обучающихся.
Каждый класс обеспечен автоматизированным рабочим местом педагога, интерактивным оборудованием, выходом в Интернет, а также специальным оборудованием для учебной и коррекционной деятельности слабовидящих обучающихся (документ – камеры, беспроводные планшеты, видео-увеличители, портативное устройство для чтения, система для голосования и т.д.).
Учебно – коррекционным оборудованием для создания обучения детей с ОВЗ и инвалидностью Учреждение регулярно пополняет и обновляет материально-техническую базу. Обучающиеся обеспечены специальным оборудованием для учебной и коррекционной деятельности, которое приобретено в рамках программы «Доступная среда» в 2017 году, и на средства регионального бюджета в 2020 году (документ – камеры, беспроводные планшеты, видео-увеличители, портативное устройство для чтения, система тестирования, индивидуальные увеличители). Школьники по рекомендациям врача, согласно диагнозу, используют то или иное учебно-коррекционное оборудование.
Видео-увеличители, документ-камеры, планшеты и портативные увеличители, которые размещены во всех классных помещениях, помогают слабовидящим учащимся осваивать без проблем образовательную программу начального общего образования. Портативные устройства для чтения с программным обеспечением предоставляет быстрый доступ для незрячих и слабовидящих пользователей к печатным материалам путем голосового воспроизведения материала.
Дети с нарушением зрения помимо основного диагноза имеют и ряд сопутствующих заболеваний. Для детей с нарушением слуха коррекционная работа наиболее эффективна с помощью слухоречевого тренажера. Это звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих детей, предназначенная для обучения лиц с потерей слуха I – IV степени, индивидуальной работы преподавателя с ребенком-инвалидом. Специальное кресло для ребенка с инвалидностью (ДЦП) помогает организовать учебный процесс с учетом здоровья ребенка и сделать его комфортнее.
Специальное оборудование (портативный видео-увеличитель) расположено и в библиотеке Учреждения, к которому обучающиеся имеют беспрепятственный доступ.
В ввиду того, что учреждение внесено в реестр республиканских организаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, Обществом слепых Воркуты и Обществом Инвалидов в 2020 - 2021 годах в рамках взаимодействия безвозмездно передано в дар учреждению оборудование для слабовидящих детей и организации работы с ними, которое используется в воспитательно-образовательном процессе в детском саду и школе.
Во время проведения физкультурных занятий, уроков для слабовидящих детей используются звенящие футбольные и баскетбольные мячи. Это специальный звенящий мяч, по звуку которого можно определить направление его перемещения. Он позволяет слабовидящему человеку чувствовать себя увереннее и получать удовольствие от игры. Эти мячи отличаются от обычных мячей тем, что, помимо наличия звука, не обладают высокой прыгучестью, которая для слабовидящего ребенка может порой быть опасной.
Образовательный процесс в дошкольных группах осуществляется через реализацию образовательной программы дошкольного образования «Детство». В начальных классах реализуется программа начального общего образования «Школа России» (1-3 классы) и «Начальная школа XXI века» (под редакцией профессора В.Ф. Виноградовой) в 4 классе. Наряду с адаптированными основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования, нами реализуются программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) автора Л.И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду» и «Коррекционная работа в начальной школе», что соответствует виду учреждения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и в школе, и в дошкольных группах реализуются адаптированные основные образовательные программы, для детей-инвалидов, имеющих ИПРА, а также другие отклонения в здоровье, помимо нарушения зрения - адаптированные образовательные программы.
В Учреждении функционирует офтальмологический комплекс, позволяющий проводить параллельно с образовательным процессом необходимое для детей с нарушением зрения лечение, назначаемое врачом-офтальмологом и проводимое двумя медицинскими сестрами-ортоптистками, закрепленными за Учреждением органами здравоохранения. Плеопто - ортоптический блок оснащен уникальным современным оборудованием, в том числе лазерным, позволяющим осуществлять диагностику, лечение, коррекцию, восстановление зрения детей до возрастной нормы, а также реабилитацию после перенесенных операций. В 2021 году было заключено двустороннее соглашение между администрацией городского округа «Воркута» и компанией «Воркутауголь», на основании которого учреждению были выделены средства в сумме 3 795000,00 рублей. Это позволило приобрести для обучающихся учреждения в соответствии с потребностью новое офтальмологическое оборудование. Наличие оздоровительного комплекса кроме возможности без отрыва от образовательного процесса реализовывать индивидуальные программы восстановления здоровья, также стимулирует и поддерживает образовательный процесс. Взаимодействие лечебного и образовательного комплексов оптимизирует реализацию здоровьесберегающих технологий.
На договорных отношениях построено взаимодействие с Воркутинской детской больницей в части обеспеченности медицинским персоналом – постоянными врачом – офтальмологом и медицинскими сестрами-ортоптистками. Режим работы медицинского персонала позволяет проводить лечение обучающихся и в первую, и во вторую половину дня.
Единое информационное образовательное пространство Учреждения – это совокупность цифровых, информационных, методических ресурсов, обеспечивающих условия развития образовательных компетенций всех субъектов образовательного процесса, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Оно включает в себя:
- технические, программные, телекоммуникационные средства, позволяющие применять в образовательном процессе информационные технологии;
- медиатеку;
- библиотеку;
- компьютерный класс;
- официальный сайт Учреждения.
Порядок пользования объектами инфраструктуры Учреждения (в том числе лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта), разработанный Учреждением, регламентирует порядок пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Учреждения в целях обеспечения развития и охраны здоровья обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию.
Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом, разработанные Учреждением, определяют порядок посещения обучающимися, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, по своему выбору мероприятий, проводимых в Учреждении и не предусмотренных учебным планом, а также права, обязанности и ответственность посетителей указанных мероприятий.
Наличие материально-технической базы и оснащенность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы).
Описание и анализ создания специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Договор на медицинское обслуживание обучающихся.
Договор о сотрудничестве с МКУ "ЦППМиСП"
Анализ паспорта доступности объекта.
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ
Анкета обследования объекта к паспорту доступности ОСИ
Дорожная карта Учреждения
План действий к дорожной карте
Паспорт доступности объекта
Оборудование приобретенное в рамках программы Российской Федерации «Доступная среда» в 2017 году
№
|
Наименование
|
количество
|
№ фото
|
Оборудование для создания архитектурной доступности объекта
|
1.
|
Светодиодные светильники (Организация мероприятий по адаптации
функциональных помещений для визуального восприятия среды слабовидящими обучающимися)
|
125 шт.
|
фото № 1
|
2.
|
Плитка из резиновой крошки, 500х500х30 см., цвет зеленый, желтый
(Организация мероприятий по оборудованию противоскользящим покрытием входов в здание)
|
60 шт. (установлены на 3-х
подъездах)
|
фото
№ 2, 3, 4
|
3.
|
Самоклеящийся антискользящий угол, цвет желтый, зеленый
(Организация мероприятий по визуальному и тактильному выделению ступеней лестничных маршей для слабовидящих обучающихся)
|
3 бухты по
12,5 м
|
фото № 5
|
Учебно-коррекционное оборудование
|
1.
|
Офтальмомиотренажер-релаксатор «Визотроник МЗ»
|
2 шт.
|
фото № 6, 7
|
2.
|
Беспроводной планшет
|
4 шт.
|
фото № 8, 9
|
3.
|
Портативное устройство для чтения REAL с
программным обеспечением
|
1 шт.
|
фото № 10
|
4.
|
Интерактивные системы
(Система оборудования для учебно-коррекционной работы)
|
2 комплекта
|
фото
№ 11, 12
|
5.
|
Видеоувеличитель портативный
|
4 шт.
|
фото № 13
|
6.
|
Документ – камера Mimio View
|
4 шт.
|
фото № 14
|
7.
|
Слухоречевой тренажер «Соло-01В»
|
1 шт.
|
фото № 15
|
8.
|
Система тестирования (голосования)
|
1 шт.
|
фото № 16
|
9.
|
Мяч футбольный звенящий
|
8 шт.
|
фото
№ 17, 19
|
10.
|
Мяч баскетбольный звенящий
|
11 шт.
|
фото
№ 18, 19
|
|
|