Глаза –удивительный дар природы. В них отражается всѐ, что, мы видим, чувствуем. Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал сегодня из-за возрастающего влияния компьютеров на глаза.В том числе увеличилось и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими более тяжѐлыми нарушениями.
Обучая слабовидящего ребѐнка, учителю необходимо изучить особенности развития данной категории детей, определить, чем отличаются результаты зрительного восприятия при нарушениях зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы.
Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия:дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;у таких детей затруднено установление причинно-следственных связеймежду предметами и явлениями. Слабовидящие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность. У слабовидящих учащихся отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции» развитие самоотношения). В ходе образовательной деятельности слабовидящие учащиеся испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Но, неполноценное зрение остается все-таки у слабовидящих учащихся во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.Все особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Только создание благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение слабовидящих школьников успешным.
Полный текст статьи: Скачать здесь. |